Тмутарканский
камень - это большая мраморная плита с буквами. Его считают главным
доказательством того, что Тамань стоит на месте древней Тмутаракани. На камне
написано, что "ЛЕТА 6576 ИНДИКТА 6 ГЛЕБ КНЯЗЬ МЕРИЛ МОРЕ ПО ЛЕДУ ОТЪ ТЪМУТОРОКАНЯ
ДО КОРЧЕВА 1400 САЖЕН". Впрочем, можете сами почитать:
Сейчас камень в Эрмитаже, а в Таманском археологическом музее стоит его копия:
Самыми первыми Тмутараканский камень нашли солдаты егерского батальона, который был расквартирован в Тамани незадолго до прибыти в нее казаков. Солдатам камень сразу понравился, поэтому они оттащили бесценную реликвию ко входу в казарму и стали ее использовать в качестве порога. В таком качествереликвию застал командир егерей ученый немец премьер-майор Христофор Карлович Розенберг. Христофора Карлович в силу сугубой немецкости своей учености всей ценности камня оценить не мог, поэтому реликвия перекочевала от него к военно-морскому капитану Павлу Васильевичу Пустошкину, а тот направил его к адмиралу Мордвинову. Адмирал и известил о замечательной находке государыню императрицу, каковая, как известно, была необычайно просвещенной и к тому же переписывалась с Вольтером.
Откуда-то про реликвию пронюхал дядя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина знатный русский археолог Алексей Иванович Мусин-Пушкин. В 1797 году он прочитал и опубликовал надпись на камне. Основываясь на находке, он впервые заявил, что Тамань стоит на месте древней Тмутаракани. В 1806 году камень и надпись на предмет достоверности и прочей лабуды исследовал Алексей Николаевич Оленин, о чем написал "письмо к графу А.И. Мусину-Пушкину о камне тмутараканском". Многие считают эти два события началом русской палеографии и эпиграфики. Что это такое, я писать не буду, скажу только, что это науки такие, так называемые вспомогательные исторические дисциплины. Кстати, говорят, что именно Мусин-Пушкин надоумил императрицу доставить реликвию в Санкт-Петербург.
Правда, с первой попытки это не удалось, видать не хотела реликвия покидать родной земли. Корабль, на котором планировалось доставить Тмутараканский камень в северную столицу попал в шторм и реликвия вновь оказалась на турецкой территории. Лишь через год изыскалась возможность вывезти камень, правда, доехал он лишь до Тамани. Здесь, стоящим в качестве исторической реликвии около какого-то древнего колодца, его и застал архитектор-академик Николай Александрович Львов. Случилось это в 1803 году.
Львову, который был не только архитектор-академик, но и "один
из самых выдающихся деятелей русской культуры второй половины XVIII века"
не понравилось, что потенциал столь ценной реликвии не используется в полной
мере, и он приспособил камень для составления памятника "означающего прехождение
острова Тамана под владение разных народов". Он испоместил его на двух
генуэзских капителях, сверху положил что-то древнегреческое, а на древнегреческое
водрузил "мраморное изваяние воина", то ли найденное где-то поблизости,
то ли специально по такому случаю изготовленное. Рядом с монументом был поставлен
обломок мраморной колонны, на котором выдающийся деятель самолично или с помощью
помощников - выпускников Петербургской Академии художеств Иванова и Алексеева
- высек надпись:
"Свидетель веков прошедших послужил великой Екатерине к обретению исторической
истины о царстве Тмутараканском, найденный в 1792 атаманом Головатым. Свидетельство
его свету сообщил граф Пушкин. Из былиа извел Львов-Никольский 1803:4:17 при
начальстве майора Васюренцова при пастырстве протоиерея Павла Демешко".
Кстати, этот обломок до сих пор хранится в Таманском музее. Что же до самой
реликвии, то она сначала уехала в керченский музей, а из него - в Эрмитаж. Куда
делись капители, древнегреческая штука и "мраморное изваяние воина",
науке не известно.
Составил Аким Гу