назадна главную гостевая книганаписать  


* если ссылка помечена одной звездочкой, значит она открывает новое окно.
** а если ссылка помечена двумя звездочками, значит она к тому же ведет на какой-нибудь другой сайт.

Это, возможно, совершенно лишняя страница. Потому что если вы поедете в экспедицию, то наиболее ценные сведения из истории Тамани вам сообщит наша началтница Светлана Илинична Феногенова* в специальной раскопной лекции и во время экскурсии по Музею Археологии. Весьма обстоятельный рассказ о древнерусском периоде истории Тамани вы сможете услышать из уст сотрудника Института археологии РАН товарища МакЛауда, которого пионэры и некоторые другие люди нередко кличут Виктором Николаевичем Чхаидзе. Всякий раз по приезде в Тамань он читает пространные лекции*.
А если вы не собираетесь в экспедицию, то вам, пожалуй, и неинтересно будет. Тем не менее, один очень хороший человек написал эту страницу. Просто так, ради своего пэрсонального удовольствия. Да вот.



Древние греки и Гермонасса

История Тамани началась в тот момент, когда на ее месте была основана греческая колония Гермонасса. Приехав основывать город, древние греки обнаружили там синдов и меотов. Синды и меоты не очень возражали против создания колонии. Это случилось около 2,5 тысяч лет назад, веке этак в VII до нашей эры. Более точная дата не известна никому.

Гермонасса была вторым по значению городом Азиатского Боспора. Первым была Фанагория (она располагалась неподалеку от современного поселка Сенного). И Гермонасса, и Фанагория стояли на островах, Тамань - на Синдике, Фанагория - на Фанагории. Между Гермонассой и Фанагорией находились Кепы (гордишко такой, милетская колония) и Стратоклия. Еще где-то поблизости были Апатур и Киммерий. В Апатуре находилось святилище Афродиты.

Фанагорию основали выходцы из ионийского города Теоса (современная Малая Азия). Ионийцы, если кто забыл - это те парни, которые произошли от коровы Ио и основали Афины, современную греческую столицу. Еще они известны тем, что придумали ионический ордер и тем, что очень долго боялись дорийцев (тех, что в пику ионийцам придумали дорический ордер). Чтобы пробить лед в одношениях, дорийцы приносили ионийцам дары (или, как их еще называли, доры), но ионийцы все равно продолжали их бояться.

Кто основал Гермонассу, толком никому не известно. Одни говорят, что эолийцы, выходцы c Лесбоса, из города Митилены, другие - что те же ионийцы, только вот из какого города - неясно. В древности ходили слухи, что Гермонассу основал некто Симандр, большой любитель морских путешествий. Основав городишко, он умер, а градоначальницей стала его жена. Звали ее Гермонасса. Очень, видно, честолюбивая была женщина.

Соответствует ли эта легенда действительности, а если нет, то откуда на самом деле произошло и как переводится название Гермонасса, наверняка не знает никто. Скорее всего, оно как-то связано с культом Гермеса. Гермеса в Гермонассе очень любили и почитали. Еще здесь любили Аполлона Врача, Аполлона Дельфиния и Афродиту (там, вначале, написано про Апатур, если кто забыл). А еще Деметру с Персефоной, Диониса, и, конечно же, Геракла. Потому что Геракла любили все древние греки.

Гермонасса была красивым городом. В центре был здоровенный пруд, в котором античные товарищи устраивали потешные морские бои, так называемые навмахии. Еще здесь были различные храмы, статуи и много чего другого интересного. Каких-нибудь пару сотен лет назад в Тамани можно было без труда отыскать остатки распрекраснейших колоннад, фонтанов и прочего волшебного древнегреческого роскошества. Теперь уже все растащили, и чтобы найти хоть что-нибудь стоящее, надо хорошенько покопаться. Чем, собственно, и занимаются археологи.


Гунны

к оглавлению

Гунны, пришедшие сюда в конце IV века, были уже не теми высококультурными гуннами, которые захватили Китай. Это были уже одичавшие гунны, поэтому они не смогли оцентить красоту античной Гермонассы и уничтожили здесь много прекрасного.


Византийцы в Таматархе

к оглавлению

В начале VI века здесь снова появились греки, но это были уже другие греки, византийские. Хозяйничать в городишке они начали еще при гуннских князьях. В середине века беспокойные гунны надоели византийцам, и они выгнали вконец одичавших кочевников вместе с их буйными князьями. Как Тамань называлась при гуннах, неизвестно, византийцы назвали ее Таматархой. Название, по всей видимости, тюркское, от тама- (тумен) - десятитысячное войско и тархан - большой начальник. Самые ленивые византийцы нередко называли город просто "Матарха".


Болгары

к оглавлению

Со временем Таматарха стала одним из главных городов возникшей здесь Великой Болгарии. Хотя византийцы в те годы в Таматархе почти не жили, они всячески оказывали на нее влияние. Древние болгарцы активно торговали и разнообразно сотрудничали с великим соседом. Это, однако не помогло им, когда сюда пришли хазары. Великая Болгария вместе с Таматархой стали частью Хазарского каганата.


Хазары

к оглавлению

Хазары хозяйничали в Таматархе довольно долго, с VII по X век. При них город снова расцвел и расширился. Навмахий здесь, правда, больше не было, но зато территория Матархи местами превосходила территорию античной Гермонассы. Византийское название хазары не жаловали и нередко называли город Самкерц (или Самбарей, или еще как-то). Хазарские таматархцы (самкерццы), как и их болгарские предшественники, активно торговали с Византией.

Все хазарское начальство было иудейским, поэтому среди таманских находок до сих пор находится множество менор и прочих еврейских магендовидов.


Уже при хазарах городишко привлекал древних русов. Документы той поры рассказывают о посещении Самкерца неким Хельгу. Предположительно, это тот самый вещий Олег, подвергший мечам и пожарам хазарские села и нивы (кстати, про села и нивы в документах ничего нет). Не исключено также, что Хельгу - это Игорь, пострадавший от древлян через свою жадность. Как-то раз этот не то Олег, не то Игорь (не то еще кто-то), прогуливаясь со своей дружиной в окрестностях Самкерц-Самбарея, узнал, что местный градоначальник, ребе Хашмонай, отлучился по делам. Гордый потомок варягов не преминул этим воспользоваться: он захватил городишко и маленько его пограбил. Хазарский царь по имени Песах, прознав о такой дерзости, весьма осердился и принялся за зверства и жестокости. Больше всех пострадали ни в чем не повинные местные византийцы: отчасти из-за уверенности, что по своей инициативе Хельгу на такую дерзость не решился бы (хе-хе, плохо он знал варягов), а отчасти просто для острастки, Песах напал на близлежащие византийские колонии. Разорив несколько городов, в том числе Шуршун (так хазары называли Херсонес), грозный иудей вырезал множество мирных жителей. Только после этого он наголову разбил дружину Хельгу и заставил русов сдать все имевшееся в наличии оружие. Знаменитый древнерусский писатель Нестор описывает этот факт как уплату дани мечами. Здесь же он сообщает, как, рассматривая мечи, проницательные из хазар предугадали падение своего царства от русьских.


Тмутаракань

к оглавлению

Хазар, как известно, победил в 956 древний русский князь Святослав. Который по преданию сын Игоря, хотя на самом деле вряд ли: внуком еще мог быть, или правнуком, но не сыном. Если они вообще были родственниками.
При Святославе городишко, стоявший на месте Гермонассы, стал русским. Русичи его называли Тмутаракань (вроде та же тьма с тарханом, хотя есть и другие версии).

В 980 году город достался по наследству одному из многочисленных сыновей Владимира Красно Солнышко Мстиславу (который со временем сделался Храбрым и Удалым).

Чтобы завоевать недюжинный авторитет, Мстислав "зареза Редедю пръд пълкы касожскыми", после чего касоги (так в старину называли адыгов) стали его уважать: Редедя, как-никак, был их начальником. Зарезав этого начальника, Мстислав по доброму касожскому обычаю съел его сердце. После этого касоги от него на шаг не отходили, так он стал им люб и дорог. Мстислав известен тем, что до самой смерти в 1036 году был соправителем своего брата Ярослава Мудрого. Ярославу это не нравилось, но он терпел. Кстати, отобрать у брата пол-Руси Мстиславу помогли верные касоги.

Несмотря на то, что таких выдающихся князей, как Мстислав, в Тмутаракани больше не было, в конце 1067 - начале 1068 года здесь произошло важное для Тамани и для российской (а также украинской и белорусской) истории событие. Любознательный тмутараканский князь Олег, внук мудрого Ярослава, измерил "по леду" расстояние "от Тмутараканя до Корчева", а результаты измерений записал на куске мрамора (вроде как античной колонне), позже прославившемся как "Тмутараканский камень"*.

Добрый обычай русских писателей бывать в Тамани был положен уже тогда. Первым таманскими (точнее, тмутараканскими) красотами насладился автор "Летописного свода 1073 года" Никон. Впоследствии свод лег в основу "Повести временных лет", а Тамань стала местом паломничества русских писателей и поэтов. После Никона здесь побывали Пушкин, Лермонтов, Грибоедов, Катериничев и многие другие.


Безвременье.

к оглавлению

Оно наступило практически сразу же после изготовления Тмутараканского камня. Даже в споре о том, когда Тмутаракань покинули русские, историки до сих пор не договорились. Одни думают, что в XI веке, другие - что в XII, а третьи - что и вовсе в XIII. Сначала Тамань контролировали и облагали налогами византийцы, потом они отдали город на откуп генуэзцам. Что при этом творилось в Тамани и окрестностях можно только предполагать. Известно, что, здесь, помимо прочих, жили половцы и татары.


Половцы и Татары

к оглавлению

Когда основным населением Тамани были половцы, а когда таковыми стали татары, точно никто сказать не может. Известно, что в XIII веке татары почти полностью овладели Крымом, а заодно и Таманским полуостровом. Вся окрестная местность стала Крымским улусом Золотой орды. В начале XV века Крымское ханство стало самостоятельным, но уже в 1475 году Крым и всю округу захватила Турция. Ханство стало ее вассалом.


Названия

к оглавлению

В период безвременья название городишки менялись несколько раз. Генуэзцы не утруждали себя произнесением мудреного заморского слова Таматарха, и даже адаптированное византийцами название Матарха было им не по вкусу. Поэтому город стал называться Матрегой. Почти также ее называли ордынцы - Матрика. Конец чехарде названий положили турки. Язык они ломать не стали и впервые назвали Тамань Таманью. К моменту возвращения в Тамань русских название так прижилось, что менять его не стали.


Генуэзцы

к оглавлению

Итальянские купчины пользовались городом в XVI-XV веках. Городишко при них был невелик, не то что Кафа какая или Боспоро. Основную часть генуэзской колонии составляли так называемые гвельфы, поэтому гибеллинам, которых здесь было немного, часто доставалось от них по первое число. Но хуже всех жилось простому народу из коренных жителей. Жадные до наживы заморские купчины безжалостно эксплуатировали местных ремесленников и притесняли купцов, которые вскоре и почти поголовно перевелись.


Турки

к оглавлению

В конце XV века из Тамани генуэзцев выгнали турки. Место показалось им удобным, поэтому они построили здесь крупную крепость под названием Хункала. Вплоть до присоединения Тамани к России в конце XVIII века крепость защищала выход из Азовского в Черное море. В городе были мечети, медресе, школы и прочие мусульманские атрибуты. При турках основным населением Тамани были татары, но немало было и иностранцев - армян и греков. Для неверных на окраине было организовано своего рода гетто - Базар неверных.

Турки соорудили в Тамани так называемый Турецкий фонтан, который фунциклирует до сих пор, являясь одной из главных достопримечательностей современной Тамани.


Тамань и казаки

к оглавлению

25 августа 1892 года Тамань заняли запорожцы. С этим событием связана одна из местных легенд. Большинство здешних аборигенов уверено, что казаки отбили ее у турок. На самом деле это не так. Конечно, теоретически это вполне было возможно: запорожцы, как известно, были знатными вояками. Не менее известные донцы тоже отлично воевали, но запорожцам они и в подметки не годились. Военный историк тех лет герцог де Гиз уверенно заявлял, что казаки Запорожья - лучшая европейская пехота. То есть Тамань вместе с крепостью Хункалой они взяли бы с легкостью необыкновенной. Однако этого не произошло. К моменту их прибытия Тамань уже принадлежала России. Турки вынуждены были ее отдать по условиям Кучук-Кайнарджийского мирного договора 1774 года, тогда же, когда признали независимость Крымского ханства. Так как трения сторон по поводу Крыма продолжались и после завершения военных действий (и, в конце концов, привели к новой войне), то Тамань окончательно стала русской только в 1783 году, когда Екатерина решила присоединить Крым к России. Так что казаки под руководством полковника Саввы Белого приплыли уже в русскую Тамань, дарованную им за заслуги перед Отечеством Екатериной II.

Больше всех о даровании казакам Тамани хлопотал командир запорожских морпехов, войсковой судья, а впоследствии - атаман, Антон Головатый. Кстати войсковой судья - это не то, что вы, возможно, подумали: в Сечи судья был вторым человеком после кошевого атамана. Между прочим, пожалование земли было обещано императрицей еще в январе 1778 года. Создавая на обломках разогнанной Сечи новое казачье войско, Потемкин (или, как его называли казаки, Грицько Нечоса) объявил, что Екатерина соглашается пожаловать запорожцам земли "в Керченском куте или на Тамани". Но Потемкин умер и казакам пришлось испрашивать земли снова. За все, что сделал для казаков атаман Головатый в 1911 году ему "по мысли таманского станичного общества" был поставлен памятник*. Ему и прочим запорожцам.

В 1894 году рядом с Таманью граф Суворов Александр Валильевич построил чудо фортификационного искусства - крепость Фанагорию*. В Крымскую войну 1853-1856 годов она была разрушена, однако ее остатки можно увидеть до сих пор.


Лермонтов

к оглавлению

В сентябре 1837 года произошло одно из последних значительных событий в жизни Тамани - сюда, по дороге в Геленджик, заехал корнет Лермонтов. Здесь ему не понравилось, о чем он и написал в своей одноименной повести. Многие люди до сих пор знают о Тамани только благодаря этому "маленькому шедевру".


В 1918 году с Таманского полуострова начался знаменитый поход Таманской армии на соединение с основными силами Красной Армии на Северном Кавказе, описанный в романе Серафимовича "Железный поток".


В Великую Отечественную на Таманском полуострове разворачивались ключевые события. Многие таманцы проявляли героизм.

к оглавлению

Подготовил Аким Гу


  назадна главнуюгостевая книганаписать  
Хостинг от uCoz